Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это, как известно, основа становления личности.
Сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни особенно важно у детей дошкольного возраста, так как этот период отмечен активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
В нашем дошкольном учреждении выстроена отлаженная система, включающая следующие механизмы:
- координация деятельности всего коллектива (администрация, воспитатели, помощники воспитателей, педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктора по физической культуре и плаванию);
- работа с родителями по оформлению ясного понимания своей ответственности за воспитание здорового ребенка, способности создавать здоровую и счастливую семью, контролировать физическое и психическое развитие ребенка
На улучшение здоровья, их благоприятное физическое развитие и оздоровление влияют весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности за воспитание здорового человека.
Необходимо помнить:
- Каждый ребенок уникально талантлив. Главное – сформировать среду, которая будет способствовать раскрытию этой талантливости.
- Необходимо помочь ребенку реализовывать и совершенствовать позитивную программу, заложенную само природой.
- Надо принимать себя и ребенка такими, какие мы есть, оценивать себя и его как личность, осознавать свои чувства, мысли и действия, слова и поступки; то же самое осуществлять по отношению к ребенку.
- Необходимо строить взаимоотношения с ребенком на положительных эмоциях и позитивных действиях. Даже в негативном проявлении можно заметить плюсы, о чем, в частности, свидетельствует закон единства и борьбы противоположностей.
- Не должны предъявляться требования к качественной деятельности ребенка и жесткий оценочный контроль этой деятельности.
При правильном, вдумчивом использовании этих положений решаются образовательные задачи.
В деле обеспечения здоровья детей важно все: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечной системы, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление детей естественными силами природы и др.
Как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь. Доказано: удовлетворение потребности в движении является решающим условием всестороннего развития и воспитания ребенка! Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость!
В своей работе с детьми я использую разнообразные формы. Например, пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев – это действенное средство повышения работоспособности головного мозга.
Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребенка.
Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В утренний отрезок времени выполняем упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками-ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т.д.
Хождение босиком по массажным коврикам позволяет предупредить детское плоскостопие и даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность в своих силах.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.). Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д.
В течение дня находим время, чтобы доставить детям удовольствие при выполнении следующих упражнений: потянуться, как кошка; поваляться, как неваляшка; позевать, открывая «рот до ушей»; поползать, как змея, без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру. Мы широко используем музыкальные мелодии не только в ОД, например в «этюдах-импровизациях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Оздоровительные силы природы подключаются и во время регулярных прогулок на свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Через развлечения и занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость.
Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов, перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние.
Отношение ребенка к своему здоровью может стать фундаментом, на котором следует выстраивать здание здорового образа жизни. Оно развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности и напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Помимо выше перечисленных мероприятий к компонентам ЗОЖ причисляем и гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, гимнастику после дневного сна.
P.S/ К сожалению возможности конструктора не позволили мне добавить статью полностью.
Полный текст статьи можно найти здесь:
https://galyscha.ucoz.net/experience/statja_po_zozh_na_sajt.pdf
|