Проблема планирования при организации деятельности детей в ДОУ является многогранной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне. Педагоги-практики сталкиваются с отсутствием единых требований к самому планированию и оформлению планов, ведут поиск путей и форм рационального планирования. Важность решения данной проблемы определяется тем, что в отсутствие плана работы по организации деятельности дошкольников не реализуется ее воспитательный, обучающий и развивающий потенциал.
Игры, посильный труд, экспериментирование, наблюдение, знакомство с произведениями искусства, участие в познавательных беседах являются для детей повседневной практикой общения, самореализации, саморазвития, источником нового опыта, впечатлений, информации, возможностью уточнения и применения знаний и умений, основой и двигателем личностного становления. Эффективность педагогической поддержки различных направлений развития дошкольников во многом зависит от обоснованности системы организации учебной и внеучебной деятельности детей.
Рассмотрим отражение основных принципов построения системы вне- учебной работы с детьми на разных этапах создания календарного плана.
Этап I. Планирование внеучебной нагрузки на неделю
- Выявление спектра организуемых педагогом видов детской деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них. Эта работа осуществляется в ходе анализа образовательной программы, по которой работает ДОУ, методических рекомендаций к ней с учетом стратегии реализации задач воспитания, обучения и развития дошкольников в детском саду, индивидуальных особенностей детей данной группы.
- Определение места в режиме дня для всех организуемых педагогом видов внеучебной деятельности детей, выявление оптимальных форм проведения запланированных мероприятий. Отбор видов деятельности и их количества, выбор форм организации обучения в режиме дня должны осуществляться с учетом колебания работоспособности детей в течение дня и недели, возрастных и индивидуальных особенностей. Так в утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил, предусматриваются наиболее трудоемкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, дежурство. По мере уставания детей, педагогу целесообразно включить такие виды деятельности как сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, пение а капелла, песенное творчество и др. Учитывая закономерности чередования различных видов деятельности детей в течение дня, педагогу необходимо обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья детей условную половину периода бодрствования ребенка во время пребывания в ДОУ необходимо отводить на двигательно-активные виды деятельности, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Это могут быть подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, оздоровительные пробежки, коррекционно-оздоровительные игры, психогимнастика, психологические этюды, работа в физкультурном уголке, игры, направленные на ориентировку в пространстве, строевые упражнения, ритмическая гимнастика, игровой стрейчинг, хороводные и музыкальные игры, нерегламентируемая и самостоятельная двигательная деятельность детей при косвенном руководстве педагога. Важнейшей отличительной чертой и одновременно определяющим условием эффективности работы педагога является индивидуализированный, адресный характер организации внеучебной деятельности детей. Данное условие реализуется не только через выбор педагогом преимущественно индивидуальных и подгрупповых форм работы с воспитанниками, но и через постановку персонализированных задач, подбор методов поддержки развития и выбор стратегии взаимодействия для каждого ребенка. Результатом первого этапа работы над созданием календарного плана становится разработка технологической карты «Планирование внеучебной нагрузки на неделю».
Этап II. Создание календарного плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей
- Распределение нагрузки по дням недели с учетом рекомендуемого для каждого возраста содержания и количества видов деятельности. Успех обучения во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение недели. Физиологами доказано, что в понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. Поэтому в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. В связи с этим виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый день недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей в середине недели (вторник, среда). К пятнице у детей дошкольного возраста накапливается утомление, поэтому число планируемых мероприятий вновь снижается. Колебание работоспособности детей в течение недели определяет также содержание планируемых педагогом видов деятельности в разные дни. Так, в середине недели возможно проведение мероприятий, требующих от детей максимальной сосредоточенности, повышенной познавательной активности и умственного напряжения. Это составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, экспериментально-опытническая деятельность, индивидуальная работа по ФЭМП, развитию речи, сенсорному воспитанию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планирование таких видов деятельности, которые не требуют от ребенка дополнительных усилий: индивидуальная работа по изодеятельности, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры. Результатом работы педагога по разработке календарного плана на данном этапе становится создание модуля - унифицированного структурного блока плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей (таблица 2).
- Создание календарного плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей. Каждый педагог на основе реализуемой ДОУ программы с учетом особенностей развития детей данной группы составляет примерное перспективное планирование работы по каждому направлению воспитания, обучения, развития. Используя модуль как структурную основу календарного плана, педагог сможет равномерно распределить нагрузку по месяцам, установить очередность и сменяемость различных видов деятельности, обеспечить преемственность образовательных задач, решаемых различными специалистами детского сада в рамках учебной и внеучебной деятельности. Составленный с учетом названных выше требований план должен помочь педагогу рационально распределить свое время, более четко организовать свой труд, планомерно и последовательно осуществлять задачи воспитания в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Следование единой системе планирования призвано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон (физического воспитания, нравственного, умственного, трудового и др.), способствуя тем самым осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению дошкольников. Основываясь на рассмотренном нами алгоритме создания календарного плана организации внеучебной деятельности детей, педагог может составить расписание на каждый конкретный день с учетом текущих задач воспитания и обучения, дня недели, погодных условий, индивидуаль- ных успехов детей. В таблице 3 представлено примерное расписание работы с детьми средней группы в понедельник в середине сентября. Необходимо отметить, что в правильно составленном планировании должна быть наглядно отражена не только периодичность обращения к предусмотренным программой играм, заданиям, тематическим беседам, наблюдениям, трудовым поручениям в течение года, но и преемственность образовательных задач на каждом этапе работы. Так задачи работы в вечернее время связаны с дополнением, уточнением, повторением информации, полученной в ходе утренней прогулки и работы в группе. Задачи поддержки развития дошкольников требуют увеличения доли самостоятельности детей при выполнении различных видов деятельности. Например, при описании задач проведения игр с правилами необходимо отразить разнообразие ролей, поручаемых педагогом детям: от пассивного участника через освоение функций водящего, капитана, судьи к действиям в качестве ведущего, организатора игры, к творческой переработке правил. Аналогичная динамика должна прослеживаться в календарном плане и по отношению к осваиваемым детьми знаниям и умениям. Безусловно, не соответствует прогрессивным подходам в современном образовании планирование, в котором предусмотрено лишь ознакомление дошкольников с новой информацией и действиями. Необходимо отразить задачи организации педагогом использования опыта, знаний и умений детей для решения учебных и практических задач, разрешения посильных проблем, осуществления актуальной для ребят деятельности. Опыт организации режимных моментов на основе технологии модульного планирования подтверждает слова индийского ученого М. Рустама: «Когда мы тратим время на планирование, времени становится больше». Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удовлетворить потребность детей в разнообразной деятельности, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифицирует процесс развития.
|