Главная
Регистрация
Вход
Пятница   $DATE$ 
 02:36      
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Эргеева Галина Дмитриевна


   
 
<?

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [10]
Обмен опытом [8]

Занимаемся дома
  • Игры на развитие памяти и внимания
  • Играем с детьми дома
  • Послушный карандаш
  • Аппликация из геометрических фигур
  • Поделка  ко Дню космонавтики
  • Объемная открытка с быстрой ракетой
  • Гвоздика к 9 мая
  • Фронтовой треугольник
  • Как сделать танк из пластилина 
  • Кот петух и лиса (диафильм)
  • Рисуем по клеточкам

  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 15

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Печенька с предсказанием
    Печенька с педсказанием

     Каталог статей 
    Главная » Статьи » Обмен опытом

    Технология модульного планирования при организации деятельности дошкольников

    Проблема планирования при организации деятельности де­тей в ДОУ является многогранной и недостаточно проработанной на на­учном и методическом уровне. Педагоги-практики сталкиваются с отсут­ствием единых требований к самому планированию и оформлению пла­нов, ведут поиск путей и форм рационального планирования. Важность решения данной проблемы определяется тем, что в отсутствие плана работы по организации  деятельности дошкольников не реа­лизуется ее воспитательный, обучающий и развивающий потенциал.

    Игры, посильный труд, экспериментирование, наблюдение, знаком­ство с произведениями искусства, участие в познавательных беседах являются для детей повседневной практикой общения, самореализа­ции, саморазвития, источником нового опыта, впечатлений, информа­ции, возможностью уточнения и применения знаний и умений, основой и двигателем личностного становления. Эффективность педагогической поддержки различных направлений развития дошкольников во многом зависит от обоснованности системы организации учебной и внеучеб­ной деятельности детей.

    Рассмотрим отражение основных принципов построения системы вне- учебной работы с детьми на разных этапах создания календарного плана.

    Этап I. Планирование внеучебной нагрузки на неделю

    1. Выявление спектра организуемых педагогом видов детской деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них. Эта работа осуществляется в ходе анализа образовательной программы, по которой работает ДОУ, методических рекомендаций к ней с учетом стратегии реализации задач воспитания, обучения и раз­вития дошкольников в детском саду, индивидуальных особенностей детей данной группы.
    2. Определение места в режиме дня для всех организуемых педагогом видов внеучебной деятельности детей, выявление опти­мальных форм проведения запланированных мероприятий. Отбор видов деятельности и их количества, выбор форм организации обучения в режиме дня должны осуществляться с учетом колебания работоспо­собности детей в течение дня и недели, возрастных и индивидуальных особенностей. Так в утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил, предусматрива­ются наиболее трудоемкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рас­сматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, дежур­ство. По мере уставания детей, педагогу целесообразно включить такие виды деятельности как сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, пение а капелла, песенное творчество и др. Учитывая закономерности чередования различных видов деятельности детей в течение дня, педагогу необходимо обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здо­ровья детей условную половину периода бодрствования ребенка во вре­мя пребывания в ДОУ необходимо отводить на двигательно-активные виды деятельности, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Это мо­гут быть подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, оздо­ровительные пробежки, коррекционно-оздоровительные игры, психогим­настика, психологические этюды, работа в физкультурном уголке, игры, направленные на ориентировку в пространстве, строевые упражнения, ритмическая гимнастика, игровой стрейчинг, хороводные и музыкальные игры, нерегламентируемая и самостоятельная двигательная деятельность детей при косвенном руководстве педагога. Важнейшей отличительной чертой и одновременно определяющим условием эффективности работы педагога является индивидуализиро­ванный, адресный характер организации внеучебной деятельности де­тей. Данное условие реализуется не только через выбор педагогом пре­имущественно индивидуальных и подгрупповых форм работы с воспи­танниками, но и через постановку персонализированных задач, подбор методов поддержки развития и выбор стратегии взаимодействия для каж­дого ребенка. Результатом первого этапа работы над созданием календарного пла­на становится разработка технологической карты «Планирование внеучеб­ной нагрузки на неделю».

    Этап II. Создание календарного плана работы педагога по организации внеучебной деятельности детей

    1. Распределение нагрузки по дням недели с учетом рекомен­дуемого для каждого возраста содержания и количества видов дея­тельности. Успех обучения во многом зависит от правильного распре­деления нагрузки в течение недели. Физиологами доказано, что в поне­дельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. Поэтому в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включает­ся в выполнение режимных моментов. В связи с этим виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый день недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей в середине недели (вторник, среда). К пятнице у детей дошкольного возраста накапливается утомление, поэтому число планируемых мероприятий вновь снижается. Колебание работоспособности детей в течение недели определяет также содержание планируемых педагогом видов деятельности в разные дни. Так, в середине недели возможно проведение мероприятий, требу­ющих от детей максимальной сосредоточенности, повышенной познава­тельной активности и умственного напряжения. Это составление описа­тельных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматри­вание репродукций картин, экспериментально-опытническая деятельность, индивидуальная работа по ФЭМП, развитию речи, сенсорному воспита­нию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планирова­ние таких видов деятельности, которые не требуют от ребенка дополни­тельных усилий: индивидуальная работа по изодеятельности, чтение ху­дожественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры. Результатом работы педагога по разработке календарного плана на данном этапе становится создание модуля - унифицированного струк­турного блока плана работы педагога по организации внеучебной дея­тельности детей (таблица 2).
    2. Создание календарного плана работы педагога по органи­зации внеучебной деятельности детей. Каждый педагог на основе ре­ализуемой ДОУ программы с учетом особенностей развития детей дан­ной группы составляет примерное перспективное планирование работы по каждому направлению воспитания, обучения, развития. Используя модуль как структурную основу календарного плана, педагог сможет рав­номерно распределить нагрузку по месяцам, установить очередность и сменяемость различных видов деятельности, обеспечить преемственность образовательных задач, решаемых различными специалистами детского сада в рамках учебной и внеучебной деятельности. Составленный с учетом названных выше требований план должен помочь педагогу рационально распределить свое время, более четко организовать свой труд, планомерно и последовательно осуществлять задачи воспитания в течение всего времени пребывания ребенка в дош­кольном учреждении. Следование единой системе планирования при­звано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон (физического воспитания, нравственного, умственного, трудового и др.), способствуя тем самым осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению дошкольников. Основываясь на рассмотренном нами алгоритме создания календар­ного плана организации внеучебной деятельности детей, педагог может составить расписание на каждый конкретный день с учетом текущих за­дач воспитания и обучения, дня недели, погодных условий, индивидуаль- ных успехов детей. В таблице 3 представлено примерное расписание работы с детьми средней группы в понедельник в середине сентября. Необходимо отметить, что в правильно составленном планировании должна быть наглядно отражена не только периодичность обращения к предусмотренным программой играм, заданиям, тематическим беседам, наблюдениям, трудовым поручениям в течение года, но и преемствен­ность образовательных задач на каждом этапе работы. Так задачи работы в вечернее время связаны с дополнением, уточне­нием, повторением информации, полученной в ходе утренней прогулки и работы в группе. Задачи поддержки развития дошкольников требуют увеличения доли самостоятельности детей при выполнении различных видов деятельности. Например, при описании задач проведения игр с правилами необходимо отразить разнообразие ролей, поручаемых пе­дагогом детям: от пассивного участника через освоение функций водя­щего, капитана, судьи к действиям в качестве ведущего, организатора игры, к творческой переработке правил. Аналогичная динамика должна прослеживаться в календарном плане и по отношению к осваиваемым детьми знаниям и умениям. Безусловно, не соответствует прогрессивным подходам в современном образовании планирование, в котором предусмотрено лишь ознакомление дошколь­ников с новой информацией и действиями. Необходимо отразить задачи организации педагогом использования опыта, знаний и умений детей для решения учебных и практических задач, разрешения посильных проблем, осуществления актуальной для ребят деятельности. Опыт организации режимных моментов на основе технологии модуль­ного планирования подтверждает слова индийского ученого М. Рустама: «Когда мы тратим время на планирование, времени становится больше». Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удов­летворить потребность детей в разнообразной деятельности, поддержи­вает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифициру­ет процесс развития.

    Категория: Обмен опытом | Добавил: missgaluscha (13.06.2021)
    Просмотров: 98 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

             Высшая школа делового администрирования
    Поиск
                   Высшая школа делового администрирования
    Безопасность
  • Портал детской безопасности
  • Безопасность в быту
  • ПДД для дошкольников
  • Азбука безопасности на дороге
  • Дети в городе

  • ЗОЖ
  • Гимнастика пробуждения
  • Физкультминутки
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Катотека игр
  • Саморегуляция
  • Дыхательная гимнастика

  • Виртуальная экскурсия
  • В деревнь к бабушке Арине
  • Забытые народные куклы
  • В космос
  • Подводный мир
  • В зоопарке

  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz