Планирование воспитательно-образовательной работы.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Педагогами в нашем дошкольном учреждении традиционно используются 3 блока планирования представленные на экране.
Остановимся более подробнее на календарном планировании. Оно должно соответствовать требованиям обозначенным на экране, кроме того должно учитывать ряд современных моментов, таких как актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, реализацию требований ФГОС ДО: учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Совместная деятельность с детьми: Образовательная деятельность в режимных моментах; Организованная образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность детей.
Составление плана воспитательно-образовательной работы должно соответствовать ряду принципов, которые отображены на экране.
формы планирования предлагаемые для написания календарного плана представлены на этом слайде.
Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста. Данная форма широко используется при планировании. Принята на сегодня при написании плана в нашей группе.
Сетевая форма планирования предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм. В основу сетевой формы чаще всего заложена циклограмма, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, наиболее удобна на наш взгляд для перспективного или тематического планирования работы воспитателя.
Календарное планирование на неделю можно планировать при помощи циклограммы. Все составляющие календарного плана в течение дня практически повторяются ежедневно в течение недели (игры, беседы, индивидуальная работа, труд в природе и хозяйственный труд и т.д.). Поэтому циклограмма позволит воспитателю значительно сэкономить время на планировании образовательной деятельности, уделив его работе с деть.
Графическая форма планирования отражает содержание деятельности ДОУ в виде двух координатных графиков, диаграмм, гистограмм. Чаще всего данная форма планирования используется для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объем работы на год, месяц, неделю или день.
Алгоритм написании я календарного плана помогает воспитателю скоординировать составление данного плана при организации педагогической деятельности за сет структурированности всей деятельности воспитателя.
Планирования воспитательно-образовательной работы с детьми определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года, организованная совместная деятельность составляет 60%. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком. Задачи педагога: увидеть в режиме дня место для планирования совместной деятельности педагога и детей в ходе непрерыйвной организованной деятельности (НОД), во время режимных моментов (РМ), самостоятельной деятельности детей; спланировать работу по взаимодействию с семьями воспитанников; создать условия, необходимые для каждого вида детской деятельности; увидеть результат освоения программы, представленный в виде целевых ориентиров дошкольного образования посредством возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО).
Содержание работы по планированию представлено на слайде в стриктуре ЗАПИСИ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ РАБОТЫ. Где мы понимаем, что ребенок активный участник педагогического процесса
План работы отражает тесную взаимосвязь педагога с узкими специалистами, это залог результативности нашей работы.
Такой алгоритм можно применять к планированию любой формы работы с воспитанниками, для организации любого вида деятельности, что соответствует «критериям полноты, необходимости и достаточности»