Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.Одним из таких моментов является утренняя познавательная беседа. Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой и тесно связана с содержанием образовательных областей, событиями текущей жизни детей, с окружающей природой и трудом взрослых (проводятся начиная со средней группы, как правило, со второй половины года).
Организуя беседу с ребенком, педагог решает задачи трёх образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):
«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
«Речевое развитие»: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений об окружающем мире, себе, других людях.
Организация беседы в образовательной работе с детьми позволит педагогу достигать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольника (п. 4.6 ФГОС ДО).
В режиме дня проводятся короткие беседы с детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих актуальных представлений о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Такие представления ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин и т.п. Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре.
В беседу можно включить прослушивание музыкальных, звуковых записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.
Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники.
В условиях дошкольной организации беседа используется как вид деятельности детей, как форма работы, как важное средство общения и взаимодействия детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт и знания каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
Примерные темы для утренних бесед по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста.
Примерные темы для утренних бесед по лексическим темам для детей среднего дошкольного возраста.
|